четверг, 1 августа 2013 г.

Рубрика "Мои кумиры": Маркиз де Сад

В своем блоге (это всё-таки мой блог) я решила вести несколько рубрик, которые станут выражать мои взгляды на жизнь, а не только на убогий корейский и японский косметон. Я считаю, что многое о человеке можно сказать, узнав, каков его взгляд на те или иные события, насколько широк его взор и, в том числе, какие люди являются его кумирами. Кумир в том значении, которое я вкладываю в это понятие - это не только предмет для немого восхищения, для меня в первую очередь это - пример для подражания и вдохновитель. Это личность, от которой к забвенному сердцу приливает кровь и глоток воздуха, насыщающий кислородом мозг. Это тот, кто показывает тебе жизнь.

Первым героем для своей рубрики я выбрала великого Маркиза де Сада.


Да, это именно тот человек, имя которого стало нарицательным и увековечилось в термине "садизм". Это - омерзительный человек, извращенец, больной, а еще людоед и некрофил, сатанист и еще много кто. Это вы могли читать о нем в той же википедии.
Каждый раз я пребываю в глубоком возмущении и изумлении от человеческого невежества. Зрячие слепы. Однажды, в разговоре меня упрекнули в том, что я упомянула имя де Сада и вдогонку еще обозвали. Это говорит лишь о скудном представлении о сей персоне. "Поглядите на неё, она восхищается больным извращенцем" - вот что мне сказали, тем самым пытаясь принизить, но унизились сами и я расскажу почему.

Я не стану вдаваться в рассказы о жизнедеятельности де Сада, при желании можно легко найти и ознакомиться. Расскажу лишь о том, что важно, но что по вполне понятной причине ускользает из внимания типичных представителей общества  не интересующихся ничем, окромя того, что кладут в рот уже разжеванным.
Человеческие страсти и пороки де Сад выделил в философскую категорию и утверждал, что человек создан для удовольствий, а не для страданий, как нас пытается убедить религия. Стыд, скромность и благочестие - вот истинные пороки, это не более чем притворство и коверканье человеческой сущности. Еще при жизни от был признан человеком выдающимся, но в обратную от приличия сторону. Его философские труды сжигали, в то время как для потомков решили оставить такие произведения как «100 дней Содома», «Философию в будуаре» и «Несчастья добродетели». Этот факт стал для меня отправной точкой. 
Его вульгарные романы жгли-жгли, да не сожгли, а философские и научные трактаты утеряны навсегда. Это не что иное, как провокация, определенные личности хотели, чтобы он вошел в умы людей как недалекий и больной извращенец. Получилось, большинство так и воспринимает де Сада до сих пор.
Все исторические работы были сожжены во время взятия Бастилии. Де Сада перевели из тюрьмы в психушку до этого события, но свои труды ему забрать не разрешили, тогда он успел лишь припрятать кое-что в камере. Ушлый тюремщик, шаривший в шмотках маркиза после его отъезда в «лечебницу», нашел рукопись «100 дней Содома» и дико довольный прикарманил её. Зачем ему философские и исторические трактаты, когда тут такое дрочево.  Уже во время самого штурма Бастилии, ворвавшиеся в камеру маркиза вандалы изнечтожили все оставшиеся произведения.
Он был ученым, философом и естествоиспытателем. Свои теории насчет человеческой природы он излагал в своих трудах и смотрел за реакцией. Таким образом, ставил эксперименты и получал результат. Он был знатоком психологии до тонкостей, до глубинного смысла человеческой мотивации. Это ли не одаренный человек? Маркиз хотел будоражить, волновать,  рушить стереотипы, засевшие в головах. Он призывал в своих произведения посмотреть вглубь себя, это очень страшно, не многие отважатся, ибо они боятся увидеть там себя истинного.  И он своего добился. Его книги не оставят равнодушным никого, а если оставят, то тут уже проблемы с психикой, асоциальность или что-то подобное.
Я отправилась в книжный магазин за «Жюстиной», но там был очень плохой экземпляр, рваная книга стояла на полке! Будем считать, что её порвал неаккуратный работник книжного. Я жутко не люблю уходить из книжного с пустыми руками, поэтому проведя взглядом по полкам я нашла другую книгу де Сада - «Философия в будуаре», там в аннотации еще что-то вроде «обязательно к прочтению юным девам». Я поверила и купила. В первый раз я так сильно пожалела, что прочла книгу. Это нечто, я спрашивала себя: «Ну как?» и «Зачем?» в первые минуты после прочтения. Затем успокоилась и трезво обдумала написанное.  На самом деле это удивительно, ведь не каждому дано так править читателем. Можно описывать кишки и всякий разный разврат, но после прочтения такого ты просто выбросишь книгу и вычеркнешь из памяти, а де Сада ты запомнишь, и запомнишь надолго. Он вызывает бурю негодования. Ты начитаешь себя чувствовать бабулькой на лавке, которая ворчит при виде поцелуя молодых влюбленных.
Страстная натура маркиза томилась в тюрьме, находя выход на бумаге. Де Сад правит словом, одним лишь словом он сумел заставить испытывать к нему противоречивые чувства. В своё время чуть ли не вся Франция знала Жюстину наизусть. Де Садом зачитывались, тем самым доказывая, что он несомненно интересен. Этот интерес служил причиной для лютой ненависти церковников и монарших, с виду всегда порядочных. Я глубоко убеждена, что маркиз творил извращений не больше и не меньше, чем любой другой аристократ. Извращенность монарших особ уже стала притчей во языцех. В тюрьме де Сад сидел по политическим причинам, потому что сидеть за изнасилование в Бастилии...тогда пол Франции надобно было посадить. Он платил шлюхам, но вместе со стандартной поркой и пытками, он заставлял их топтать иконы и выкрикивать греховные ругательства в божественную сторону. Шлюхи боялись и шли в полицию. Его проза трогала сердце даже самым отъявленным извращенцам, они же первые и поспешили осыпать его всеми возможными хулами, в том числе и для того, чтобы выгородиться самим. Де Сад попирал устои общества, хотя они сами были прогнившие. Сплошное лицемерие.  
Огромнейшая ошибка полагать, что он писал порнографию. Он писал то, что вызывает в тебе сильные чувства и не его вина, что именно секс так будоражит нутро. Современные разглагольствования о разврате маркиза я считаю смехотворными, в современном обществе уже давно не действуют те законы, что действовали во Франции 18 века. Эротикой для де Сада было и  «говорить о преступном», о всяческом ублажающем сладострастии, его слова складывались в комбинации, создавая определенный слог. Современная эротика – расплывчатые метафоры, поверхностные, механичные. Общество поспешило осудить де Сада, хотя он всего лишь зеркало, зеркало того нутра, что прячут под личиной добродетели.
Литературные произведения должны подражать реальности, а де Сад выходил на реальность. Отход от реальности привычен, видеть ложь вместо правды привычно, а видеть реальность – непостижимо. «Мыслить немыслимое» - стало девизом всего творчества маркиза.
Некоторые особо впечатлительные люди даже утверждают, что де Сада не существовало и это лишь литературный образ, подражание, и не могло родиться в природе столь ужасного человека. До чего же это смешно! Я испытываю презрение к лжи, к слабости, к страху. Де Сада боятся до сих пор, он для многих по-прежнему «немыслим». Он покушался не только на социальные вершины – монархи, священнослужители, но и на всю систему человеческих взаимодействий. Покушался и на саму литературу, на способы письма и цели повествований.  
До конца жизни де Сад сохранял чувство внутренней свободы и независимость суждений. Он испытал на себе несправедливость, пакость, ничтожество и лицемерность того общества. Де Сад заставляет нас внимательно пересмотреть основную проблему любого времени, не взирая ни на какие различия эпох: правду об отношении человека к человеку.
Я не хочу копаться в чувствах де Сада и разбирать его личность по кирпичикам. Он завещал разбираться в себе самом, этому я и посвящу свое время. Меня радует тот факт, что сейчас он приковывает к себе не только отрицательное внимание. Отношение к его личности меняется и на его родине, во Франции, где маркиз долгое время был козлом отпущения за грехи всех остальных, кроме своих собственных. В его личных письмах, сохранившихся потомками, он предстает как чуткий и добрый человек, что попирает всё современное представление о нем. Хоть его сын и уничтожал его письма и работы, современные потомки хранят то, что осталось. Потомки маркиза де Сада занимаются политической деятельностью. Такая деятельность требует активного общения с людьми и называя своё имя, они видят недоумение на лицах. Сложно ведь абстрагироваться от сильного образа предка, но фамилию они и не думают менять, они гордятся ей, я уверена. 
Ниже я привожу некоторые цитаты из произведений де Сада, которые нравятся мне. Хотя это и малая их часть, многие творения можно целиком на цитаты разобрать, ту же «Философию в будуаре». 
Я надеюсь, что мои мысли о сей персоне вам интересны. Тем не менее, каждый сам должен составить свое мнение он маркизе и о его творчестве, каждый сам должен "разгадать загадку", понять или не понять. Хотя, что-то мне подсказывает, что если не понял  тогда, то и теперь не поймешь. 

"Одним из главнейших пороков нации является перенаселение, и ещё хуже, когда такое изобилие почитается за богатство государства".

"Философия в будуаре, или Безнравственные учителя". 



"Молитва утешает несчастных; небо - их сладкая иллюзия, и они становятся сильнее после того, как прильнут к ней устами. Тем не менее трудно сделать из этого физического факта какие-нибудь выводы в пользу существования Бога: состояние несчастья - это состояние исступления, но разве могут дети безумия внимать голосу разума?"  "Жюстина, или Несчастья добродетели".



"Вина определяется не серьезностью проступка, а степенью уязвимости преступника". «Жюльетта».

"Иногда, если добропорядочность сулит нам удовольствие, приходится преодолевать отвращение к добрым делам". «Жюльетта».

"Печально, когда соображения морали затрудняют прогресс науки". "Жюстина, или Несчастья добродетели".


"Нет на земле двух народов, которые были бы добродетельны на один манер, выходит, за добродетелью не стоит ничего изначально хорошего, и она не заслуживает нашего поклонения. Ею надо пользоваться как простым инструментом, притворно принимать добродетель страны в которой живёшь, чтобы те, кто практикует её по убеждению или по государственной необходимости, оставили тебы в покое, и чтобы эта добродетель в силу своего могущества предохраняла тебя от покусительства людей проповедующих порок". " Жюстина, или Несчастья добродетели".

"Добродетель вышла из этой истории такой истерзанной, такой униженной, какой ей надлежит быть всякий раз, когда она осмеливается сразиться против порока".

"Жюстина, или Несчастья добродетели".

 "Людей уважают только ради тех выгод, которые собираются из них извлечь". «120 дней Содома»



"Красота и свежесть поражают только в простом смысле, уродство и деградация гораздо более сильное потрясение - и результат бывает живым и активным". «120 дней Содома».


"Три четверти населения земли могут находить восхитительный запах розы, однако это не служит основанием осуждать другую четверть, для которой этот запах неприятен, и не доказывает, что он действительно и бесспорно приятен". "Жюстина, или Несчастья добродетели".



"Сам Иисус, кумир бродяг и негодяев, образец шарлатанства, тоже не упоминает о бессмертии души, он всегда выражался как настоящий материалист, и когда он грозит людям карами, мы видим, что речь идет о их телах, и никогда и нигде – о душе. "Если ваша рука, – говорит, например, этот шарлатан, – наводит вас на грех, отрежьте ее и выбросьте подальше, ибо лучше войти с одной рукой в царствие небесное, чем с двумя попасть в ад". Что может быть материалистичнее этой заповеди?".  "Жюстина, или Несчастья добродетели".


"Злодеи не любят правды, им нужна только лесть. Преступление вызывает порой такой ужас в них самих, что они, стремясь забыть о своей потребности во зле, не прочь воспользоваться румянами добродетели, надеясь, что им поверят". 
"Жюстина, или Несчастья добродетели". 

"Единственные законы природы – наши страсти, и как только они сталкиваются с добродетелью, она теряет всякую реальность". «Окстьерн, или Несчастья либертинажа».


"Если внимательно изучить все религии, легко заметить, что мысли о могущественных и иллюзорных богах всегда были связаны с ужасом. Мы и сегодня трясемся от страха, потому что много веков назад так же тряслись наши предки. Если мы проследим источник нынешних страхов и тревожных мыслей, возникающих в нашем мозгу всякий раз, когда мы слышим имя Бога, мы обнаружим его в потопах, природных возмущениях и катастрофах, которые уничтожили часть человеческого рода...". 

 «Жюстина, или Несчастья добродетели».

1 комментарий:

  1. Очень интересно и познавательно написано, спасибо, с удовольствием читаю.

    ОтветитьУдалить

Tell me